• Главная

    История философии

  • Античности
  • Средневековая
  • Нового времени
  • Нашего времени

    Философии

  • Природы
  • Человека
  • Науки
  • Общества
  • Техники

    Биографии

  • Сократ
  • Платон
  • Пифагор
  • Аристотель

    Тесты

  • По античности
  • О средневековье
  • О новом времени
  • О науке
  • О природе
  • Социальная справедливость как правовая ценность

    Право есть мера реализации свободы и в то же время, по Аристо­телю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость[1]. Право поко­ится на идее справедливости. По словам Гегеля, право не есть добро без блага.

    Как приобретенное качество души справедливость, говорит Аристотель, является величайшей из добродетелей (по сравнению с мужеством, умеренностью, щедростью, великодушием и т.д.) и от­носится к предмету этики: в данном аспекте справедливость — часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект — отношение к другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету не только этики, но и политики. Существуют два вида справедливости: рас­пределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорциональ­но вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как рав­ное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости явля­ется арифметическое равенство, сфера применения этого принципа — об­ласть гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т. д.

    Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое, ибо для неравных равное стало бы неравным. Это и понятно. При естественной неодинаковости людей было бы, по словам Вл. Соловьева, очень печально, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо. Тогда и самая множественность людей не имела бы смыс­ла — прямое равенство между ними в их частности или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и высшим. Таково равенство всех перед законами, или гражданская рав­ноправность. Хотя идея справедливости выражает чисто нравственное требование (в Евангелии сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12) и, следовательно, принадлежит к этической области, тогда как право от­носится к сфере юридических отношений, однако между ними суще­ствует тесная связь: если организация разумных общественных отно­шений невозможна без правовых норм и законов, то она столь же немыслима без нравственной сферы.

    Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество социальной справедливости как правовой ценности и нравственно­го императива, власти, которая с достоинством и спокойствием может устранить все шаткое и создать состояние прочной уверен­ности и подлинное здоровье общества, — вот что является душой истинной демократии. Все это возможно лишь в условиях полити­ческой свободы — этой наивысшей ценности на шкале нравствен­но-психологических, социально-политических и правовых ценнос­тей: нормы права и законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. Как отмечает К. Ясперс, когда под угрозой политичес­кая свобода, приходится мириться со многим. Политическая свобода всегда достигается ценой чего-то и часто ценой отказа от важных преимуществ личного характера, ценой смирения и терпения[2].

    Сущность государства

    В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором, как лучи света в фокусе линзы, концентрируются самые животрепещущие интересы различных общественных сил. Множество точек зрения было высказано по этому поводу. Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали, что государство есть нечто божественное, что оно, как некая мистическая сила, тяжелым грузом сдавливает волю подданных. Третьи видели в государстве источник всех людских зол, четвертые, напротив, — источник всех благ. Самая общая задача го­сударства заключается в том, чтобы охранять основы общежития, без которых человечество не может существовать, и способствовать развитию всех сил человека. Поэтому некоторые полагали, что го­сударство — это некая организация «охраны порядка», призванная, подобно ночному сторожу, оберегать покой своих граждан[3]. По сло­вам Ш. Монтескье, государство бодрствует за граждан: оно действу­ет, и они спокойны. Некоторые требовали сильного государства и власти, а иные — «абсолютной» демократии. Думали и так: власть тем лучше, чем ее меньше. Такая пестрота воззрений на государство свидетельствует о том, что последовательно научно не продуман ответ на вопрос о его сущности.

    Государство существовало не всегда. Однако в разросшемся об­ществе, основу которого составляла экономическая дифференциа­ция, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у раз­ных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое; следовательно, необходим был орган, реализующий управле­ние обществом, выработку способов и форм взаимоотношения между различными народностями, решение вопросов войны и мира, т.е. функции власти. Для реализации этих функций требовались оп­ределенные органы — административно-чиновничий аппарат, зако­нодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие собой государство. При внешней опасности оно является средоточием мобилизации народа на борьбу с врагом. Таким образом, государство призвано выполнять многие функции, среди которых важнейшая — социально-экономическая. Культурно-воспитательная функция также присуща любому государству.

    Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Внеш­ние функции заключаются в реализации внешней политики. Разум­ные условия международных отношений — это наличие политичес­кой воли, учет реальностей и баланс интересов.

    К основным признакам государства относят наличие публичной власти — особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деле­ния населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкциониро­ванных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховен­ства государственной власти внутри страны.

    Истории известно большое разнообразие форм государственно­го устройства. Под формой государства понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или же официально принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархические и рес­публиканские формы правления.

    Монархия — государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного челове­ка (короля, царя, императора), которая обычно передается по на­следству.

    Республика — форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Республика предполагает правовой порядок, глас­ность и разделение властей.

    Формы государственного устройства подразделяются на унитар­ные (единые), например Франция, и федеративные, или союзные, например Мексика, США и др. Члены федерации, будучи составными частями федеративного государства и подчиняясь решениям его высших органов, вместе с тем имеют и свои органы власти, управ­ления и свое законодательство, судебную систему, т.е. юридически являются относительно самостоятельным государственным образо­ванием.

    Форма государства не исчерпывается формой правления, говоря о ней следует иметь в виду и политический режим — методы осуществления государственного руководства обществом. Государство может осуществлять свою власть и демократическими методами пар­ламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

    Итак, государство — это система органов общества, которая обеспечи­вает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого це­лого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функцио­нирование институтов власти — законодательной, исполнительной и су­дебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внеш­ней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государ­ствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

    Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное осно­вание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа. Государство сущностно изменяется тремя пу­тями: или государственный строй обновляется, реформируется, или оно разлагается, или оно коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы дан­ного государства.

    Политическая власть

    В любом обществе на определенном этапе его развития неизбеж­но возникают политические отношения, складываются и функцио­нируют политические организации, партии, формируются поли­тические идеи и теории. Политика — это особая сфера деятельнос­ти. Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимоло­гия: греч. politike — искусство управления государством. Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в опре­делении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществления власти. Политическая власть — это тонкое искусство государст­венного управления. Субъектами этой системы являются государственный аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации (церковь в нашем обществе отделена от государства и поэтому не входит в политическую орга­низацию). Все это суть не что иное, как главные составные элемен­ты разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

    Поскольку политика — это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она должна опираться на достижения наук и соответствовать высшим критери­ям нравственности.

    В структуре политической деятельности в самом общем виде просматриваются три основных момента. В о - п е р в ы х, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реаль­ные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. В о – в т о р ы х, выработка эффективных методов, средств, форм органи­зации социальных сил для достижения поставленных целей. Нако­нец, в – т р е т ь и х, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

    Задача всякой государственной власти заключается в том, чтобы на путях убеждения и стратегической целеустремленности обеспе­чить воспитание в народе законопослушания. Власть, подчиняясь принципам правопорядка, должна уметь усматривать стратегичес­кие политические и социально-экономические цели и компетентно творить право и порядок, связуя себя с правосознанием народа, с возвышением мотивации деловитости и духовности своего народа.

    Власть — это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Сама идея власти носит чрезвычайно сложный и многопла­новый характер: она уходит своими корнями в природу межличност­ных отношений и сокровенные глубины человеческой природы, в саму суть характера человека вплоть до его психобиологического начала, не говоря уже об изначальных стадиях становления челове­ческого общества, когда господство и подчинение, власть одного человека над другим составляли неотъемлемое начало жизни древ­нейшего социума. Естественно, власть нельзя обеспечить одной лишь демагогией. Последняя может продлить существование власти, но не сохранить ее. Фундамент власти — насилие, понимаемое как подчинение одних воле других. Подчинение может зиждиться на грубой силе — это «уважение» к власти, добытое из-под палки. Ува­жение настоящее, без кавычек, достигается в том случае, если власт­ная структура базируется на интеллектуальной мощи, помноженной на право и нравственность.