• Главная

    История философии

  • Античности
  • Средневековая
  • Нового времени
  • Нашего времени

    Философии

  • Природы
  • Человека
  • Науки
  • Общества
  • Техники

    Биографии

  • Сократ
  • Платон
  • Пифагор
  • Аристотель

    Тесты

  • По античности
  • О средневековье
  • О новом времени
  • О науке
  • О природе
  • Христианская философия XX века

    Неотомизм. Это официальная философская доктрина католической церкви, разработанная еще Фомой Аквинским, но, естественно даже для религиозной ортодоксии, модернизированная за многовековую историю. XX в. внес в эту модернизацию существенный вклад.

    Основные категории неотомизма, впрочем, не изменились: это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Однако эта основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение ес­тественно-научных теорий, обоснование существования высшего су­щества с помощью космологических аргументов, пересмотр тради­ционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

    Неотомисты считают равноправными понятия культуры и цивилизации (в отличие от Данилевского и Шпенглера), понимая их как равной степени материальные и духовные явления.

    Протестантизм. Это направление, так же как и неотомизм, имеет многовековую традицию. Современные протестантские направле­ния не только противопоставляют ортодоксии католицизма различ­ные экзотические формы религиозного мышления, но пересматри­вают основополагающие религиозные истины Сверхъестественного, Бога, самой религии.

    Суть этого противопоставления и пересмотра в отражении ми­роощущения современного человека, его ценностей и практических установок. В рамках такой направленности вера субъективируется, отношения человека с Богом носят глубоко индивидуализирован­ный характер.

    Современный протестантизм — это множество новых теологи­ческих концепций, таких как:

    • диалектическая теология К. Барта;

    • демифологизация Нового завета Р. Бультмана;

    • универсальная теология П. Тиллиха;

    • эсхатологическая теология Р. Нибура;

    • теология мертвого Бога Д. Бонхеффера;

    • теология надежды Ю. Мольтмана;

    • теология революции М. Шретера, Х.-Д. Вендланда и Р. Шолля;

    • теология современного экуменизма и др.

    Критический рационализм. Представители этого направления (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) разрабатывают проблемы научного знания. Основным методом философии они считают «ра­циональную критику». В противоположность как скептицизму, так и догматизму выдвигается принцип фаллибилизма — признания прин­ципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс на­учного познания рассматривается как непрерывный критический диалог между различными научными теориями. При этом критичес­кие рационалисты признают возможность познания реального мира.

    Как мы помним, аналитическая философия выдвигает принцип верификации — установления истинности научного знания на основе опыта. В отличие от этого направления, критические рационалисты предложили метод фальсификации, который призван отделить науч­ное знание от ненаучного. В соответствии с этим методом любое научное утверждение может быть опровергнуто, а научно лишь то, что опровержимо. На этой основе и осуществляются рациональная критика науки и ее демаркация.

    Структурализм. Это направление ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математи­ческого моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообраз­ных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специаль­ные структурные методы.

    Выявление структур — закономерный и универсальный процесс в любой сфере, но в структурализме — это основной метод философствования. Здесь заметно тяготение к поискам универсального метода преобразований структур, которое легко перерастает в поиск метафизических сущностей. Более того, универсальная структура, поставленная над любыми научными направлениями, сама становит­ся такой сущностью. Структурализм — одно из немногих философ­ских направлений современности, не ставящее в центр исследова­ния человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная струк­тура стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания.

    Тем не менее он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.

    Постмодернизм. Приверженцы этого направления принципиально отказываются от универсальной философской теории. Философия в их представлении решает бинарную задачу со взаимоисключающими целями: накопления и упразднения знания. В их философии проти­вопоставляются высшие ценности, устанавливаемые Разумом — ис­тина, благо, добро, божественное — и ценности жизни. Все высшие ценности отрицаются. У человека нет ничего, чему бы ему стоило поклоняться, ибо ничто высшее не существует в действительности, это плод лингвистических упражнений.

    В этом мнении постмодернисты пересекаются с аналитической философией, в частности, с лингвистическим позитивизмом, исходя из посылки, что связь слова естественного языка и значения произ­вольна. Однако постмодернисты не стремятся каким-либо путем ус­тановить истинный смысл, ибо считают, что все смыслы уже обо­значены, а истина не открывается, а создается. Произвольно создан­ные «высшие истины» призваны были отвлечь человека от ценнос­тей жизни во имя надуманных идеалов.

    Философия постмодернистов — это философия отрицания. Они не видят достойной созидательной задачи. Созидать можно лишь новые произвольные смыслы, которые еще не «помыслены», задача же философии — интерпретации смыслов. Эта игра в слова — един­ственное, что остается человеку, лишенному идеалов и смысла жизни.

    Постмодернизм вступает в противоречие с жизнью как позитив­ным актом. Конечно, отрицать и критиковать, не предлагая ничего взамен, гораздо легче, чем созидать. Но постмодернизм отрицает сам принцип созидания конструктивных ценностей, чем низводит человека до уровня травинки, отличающейся от других лишь тем, что она отдает себе отчет в своей судьбе, но не только не может, но и не хочет ничего изменять