• Главная

    История философии

  • Античности
  • Средневековая
  • Нового времени
  • Нашего времени

    Философии

  • Природы
  • Человека
  • Науки
  • Общества
  • Техники

    Биографии

  • Сократ
  • Платон
  • Пифагор
  • Аристотель

    Тесты

  • По античности
  • О средневековье
  • О новом времени
  • О науке
  • О природе
  • Эпоха Просвещения

    Эпоха Просвещения — еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становле­ние капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. Об этом свидетельствуют и важнейшие ее характеристики:

    • культ разума;

    • культ науки;

    • культ человека;

    • идея прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху;

    • идея всеобщего равенства, прежде всего юридического;

    • идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей;

    • борьба с религией и метафизическими учениями, обосновыва­ющими бытие Бога;

    • проблемы наилучшего общественного устройства;

    • исторический оптимизм, вера в прогресс человечества;

    • подход к историзму как типу мышления.

    Не все идеи просветителей оказались продуктивными. Некото­рые из них были явно идеалистическими (например, идеи равенства или просвещенных правителей). Между просветителями, как это бы­вало во все эпохи, также шла ожесточенная идейная борьба. Тем не менее философия Просвещения задала направление движения всему человечеству вплоть до конца тысячелетия.

    Сегодня вокруг этих идей идет серьезная полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопо­ставление человека природе, выделение его из Целостности, Кос­моса, его человекобожеские претензии.

    «Виновата» ли в этом эпоха, отстоящая от нашего времени более чем на два столетия? Думается, что это вопрос чисто риторический. Любую самую хорошую идею можно довести до абсурда. Идеи, как и люди, — дети своего времени. Люди осмысливают их, отбрасывают бесперспективные, развивают полезные. Свершают великое и оши­баются, достигают вершин и падают и бездну. И только от них, вер­нее от нас зависит, какие идеи и в каком виде мы берем с собой в будущее.